Мне не придется объяснять на пальцах причину моего отсутствия, ведь так? И именно поэтому - благодаря вашему пониманию - я с большей радостью поздравляю с новым годом тебя, твоих друзей, соседей и даже твою домашнюю птичку, кролика и любое другое животное :) И тем не менее, чтобы компенсировать свою столь длительную пропажу, кроме обвала цен в праздники, я приготовила еще один подарок. Совсем не короткий список фильмов, на которые придется потратить две недели жизни, но заполучить в свою голову отдельный, полноценный и очень вместительный ящик с утльраполезной информацией. И имя этому ящику - секспросвет.

“Ниже ее губ” Эйприл Маллен, 2016г.

Помимо очевидной смысловой нагрузки, из-за которой следует посмотреть этот фильм, можно отметить процесс продакшена: вся съемочная команда состоит из женщин, а главная героиня - Эрика Линдер - дебютировала почти без подготовки и не проходила курсы актерского мастерства. И несмотря на мое искреннее убеждение, что в игровом кино женщины+режиссерское кресло=ода любви и сопли с запахом ванили, госпожа Маллен не попала под мой шквал иронии. Впрочем, тема любви никуда не делась, а сюжет не напоминает провинциальных дрифтеров и не шокирует резкими поворотами, но за это и нужно ставить плюс. Таким размеренным шагом внимание зрителя концентрируется именно на смысле, а женская гомосексуальность подана здесь под очень вкусным соусом, и именно на съемке - я получила эстетический оргазм от цветовых схем даже больше, чем от эротических сцен! И, кстати, да, если вам все еще не достаточно поводов для просмотра “Ниже ее губ”, то эротики там хоть отбавляй, поэтому велик риск совместить приятное с полезным ;)

“Аморальные истории” Валериан Боровчик, 1974г.

Тот внезапный и первый раз, когда мне потребовалось больше времени на то, чтобы собраться с духом и рассказать о фильме, чем осмелиться его посмотреть. Позвольте я устрою краткий экскурс в историю: Валериан Боровчик был и есть икона эротического кино не бесславных 70-ых, благодаря его стилю (понять который можно как раз благодаря “Аморальным историям”) режиссера ставят на один пьедестал с Антониони и нашим Эйзенштейном, но в их случае - ни первый, ни второй снимать откровенный порн не додумались. Работы Боровчика нельзя сравнить с теми же Ноэ или Субиелой (их фильмы можно найти в первой части), потому что он совершил сексуальную революцию: отнимал у людей 70-ых возможность прикрываться скромностью и заталкивать сексуальные фантазии подальше на подкорку, но учил говорить о сексе и переступать через мнимые границы приличия. Понимаете, к чему я веду? Если планета Земля началась с великого взрыва, то эротика в кино и все остальные порнографы начались с польского мальчика Валериана. В общем, возвращаясь к “Аморальным историям” - фильм грубо проедется по зрительскому восприятию, зрению и слуху, очевидно, да? Четыре новеллы, которые либо расширят понимание сексуальности, либо убьют все однокоренные к слову “секс” в словарном запасе и сделают из вас ассексуала. Этакое радикальное самообразование, словно ты добровольно кинулся в бассейн с пираньями. Думаю, аллегория более, чем понятна, а вы в состоянии оценить свои шансы на успех в просмотре “Аморальных историй”.

“Секс, ложь и видео” Стивен Содерберг, 1989г.

Как получить удовольствие? Как получить сексуальное удовольствие? Как получить сексуальное удовольствие будучи импотентом? Содерберг ответил на последний вопрос, на который вам не нашлось что сказать. Я действительно вижу практическую пользу в “сексе, лжи и видео”, потому что, ровным счетом, как и вы, не знаю, что делать импотентам с точки зрения психологии. То есть, пока человек проходит лечение или не хочет его даже начинать после злосчастного диагноза, угасание сексуального желания почти неизбежно, появляются идеологические вопросы о смысле жизни, но теряются ответы и сама концепция существования без возможности продолжить род представляется черным дном. Я почти утрирую, доводя все до крайности, но у главного героя - Грэма - получилось сыграть в русскую рулетку и выиграть, он не страдает от серотонинового голода на почве импотенции. Но Грэм еще и безработный, поэтому фильм в принципе поднимает темы бытия, философии и околосексуальных “я”. А еще советую обратить внимание на актерский состав, там вас ждет сюрприз :)

“Экстаз” Гаспар Ноэ, 2018г.

И что, неужели вы и правда думали, что я оставлю без внимания новый фильм, вышедший из под руки мужчины, который отнял мои разум и душу? Ноэ нельзя сравнить с Боровчиком, это правда, но любить, восхвалять и восхищаться обоими - строго обязательно. Удивительный факт еще в том, что в российский прокат все таки вышел “Экстаз”, который “Climax”. И ничего общего с русским климаксом не имеет, а значит “кульминация”. Чертовы горе-переводчики все трактуют на свой лад, вспомните только “Intouchables” - “1+1”. Идиоты. Ладно, забыли. Я о другом: здесь опять секс, наркотики, но теперь с танцами, песнями, насилием, кровью и глиттером! И все это было на российских экранах кинотеатров. Каждое творение Гаспара - это красиво и до дрожи рук спорно, потому что вызывает внутренний конфликт даже у зрителя, но когда режиссер поймал секс-волну, фильмы стали еще очень квирными. А для нашей аудитории квир - значит полезно и секспросвет, а не только обозначение гендерных и сексуальных меньшинств. К просмотру не рекомендую, а строго настаиваю.

“Этюды втроем” Сальвадор Гарсия Руис, 2009г.

Внимание, сейчас я процитирую пользователя КиноПоиска, на чью рецензию я случайно налетела, как на прикроватную тумбочку среди ночи: “Один из мальчиков импотент. Когда они с девочкой начинают тискать друг друга, он вдруг говорит, что не сможет. В этот момент выпрыгивает специально затаившийся до этого второй мальчик и говорит, что он-то точно сможет. Расчехляет прибор и – может. В это же время импотент продолжает потискивания. Все довольны.” Я аплодировала стоя этому человеку! Но пока он худо-бедно обзывает героев фильма в своей рецензии, я лучше объясню, о чем картина на самом деле. О полиамории. И дело тут не в пороке и не в сексе, которые так смутили злобного мальчишку-комментатора, а как раз во взаимоотношениях между людьми, в конкретном случае - в роматических телодвижениях на троих. Да, это отличается привычной и классической картины мира многих, но так тоже бывает. Фильм заставил порассуждать об этом даже такого острого на язык и с непробиваемыми консервативными взглядами человека, что уж говорить о градусе полезности “Этюдов втроем” для моей open-mineded аудитории. А отдельным спасибо стоит наградить режиссера за затрагивание и каком-никаком раскрытии темы и импотенции, и фригидности.

Наконец

Я ручаюсь за качество каждого фильма, но тем не менее предупреждаю: это такое кино не для всех. Как и первая часть, этот список не удовлетворит широкую аудиторию, поэтому по-человечьи прошу хотя бы слегка вчитаться в мои описания

P.S. Для сильных духом, готовых дальше бороздить океаны мирового кинематографа, настоятельно рекомендую посмотреть Боровчика в хронологической последовательности. А тем, кому очень уж интересно, но в все таки боязливо взглянуть на “Аморальные истории” можно прочитать одноименную книгу Андре Пьера де Мандиагра, по которой как раз и снимали фильм - так вы будете ограничены рамками своего воображения и морали (вот это каламбур) и, скорее всего, испытаете меньший шок.

Всегда ваша, Лена Беркова.